Атгестация педагогических работников организаций проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельностм и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационных категорий.
Основными задачами проведения аттестации являются:
а) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, професснонального, личностного и карьерного роста;
6) определение необходимости дополнительного профессионального образования педагогических работников;
в) повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
г) выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, в том числе в целях организации (осуществления) методической помощи (поддержки) и наставнической деятельности в образовательной организации;
д) учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
е) обеспечение дифференциации оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.
Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Аттестация педагогических работников
Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:
Аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории проводится по их желанию.
Аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационных категорий проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направленных в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ) либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с ЕІІГУ (далее — заявление в аттестационную комиссию).
В заявлении в аттестационную комиссию педагогические работники сообщают сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях, об имеющихся квалификационных категориях, а также указывают должность, по которой они желают пройти аттестацию.
Заявления в аттестационную комиссию подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности их работы в образовательной
организации, в том числе в период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком.
Заявления в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию.
Заявления в аттестационную комиссию рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально, а также осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроках, формах и способах проведения аттестации.
Педагогические работники имеют право не позднее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания аттестационной комиссии направлять в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие их профессиональную деятельность.
Аттестация руководителей образовательных организаций
Порядок и сроки проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций установлен Приказом Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 г. № 308. Им определены в том числе цели аттестации для директоров школ:
• Проверка знаний кандидата при трудоустройстве;
• Оценка соответствия занимаемой должности;
• Стимулирование профессионального роста директоров;
• Повышение эффективности подбора кандидатов на должность директора.
Возглавить школу может только педагог с определенными качествами и навыками, присущими руководителю. Он должен уметь общаться и с родителями, и с педагогическим коллективом, правильно организуя его работу, и с надзорными органами, и с представителями органов власти.
Соответственно, аттестация директоров школ может проводиться в трех ситуациях:
• Перед подписанием трудового договора (первичная аттестация);
• Для проверки на соответствие занимаемой должности (проводится в первый год работы);
• Квалификационная проверка каждые 5 лет.