На протяжении 13 лет на территории Российской Федерации работает служба экстренной психологической помощи для детей и подростков. Детский телефон доверия является одним из важнейших проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ежедневно консультанты анонимной службы принимают сотни звонков нуждающихся, оказывают своевременную поддержку детям, которым тяжело открыто говорить о своих проблемах. К сожалению, многие не знают о возможности получения экстренной психологической помощи по телефону. С целью популяризации анонимной службы на территории Ставропольского края созданы в социальной сети ВКонтакте группа «Детский телефон доверия в Ставропольском крае» (https://vk.com/clubl99335908) и группа «Кризисная онлайн- диспетчерская «ТыНеОдин26.ру» (https://vk.com/club215426971), действующая на базе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис». В группах размещена информация о возможности получения экстренной психологической помощи дистанционно (по номеру Детского телефона доверия 8-800-2000-122, а также через мессенджеры WhatsApp и Telegram по номеру +79964176126). Своевременно оказанная психологическая помощь ребенку, его родителям, родственникам или друзьям, вносит неоценимый вклад в решение социальных проблем граждан и сохраняет психологическое здоровье общества в целом.
Социальная помощь
Социальная поддержка обучающихся предусматривает оказание мер социальной поддержки всем обучающимся и обучающимся из малообеспеченных семей за счет средств выделяемых бюджетом, по предоставлению пакета документов в «Центр социальной защиты населения» Борисовского района.
Категории обучающихся, имеющих право на гарантированную социальную поддержку:
- Право на оказание мер социальной поддержки имеют обучающиеся из малообеспеченных семей.
- Право на гарантированную социальную поддержку имеют обучающиеся из категории дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей и дети - инвалиды.
Главные задачи социального педагога
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального)
- Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем
- Защита ребенка в его жизненном пространстве
Направления работы
Ведущими направлениями деятельности социального педагога как профессионала является,
- во-первых, исследовательская, нацеленная на выявление причин дезадаптации детей и подростков;
- во-вторых, профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков;
- в-третьих, специальная работа по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска».
Таким образом, основной объект деятельности - подростки и их социальное окружение.
.
Психологическая помощь
Зачем нужна школе психологическая служба?
Деятельность службы направлена на сохранение социально-психологического и обеспечения полноценного психического и социального развития учащихся, ориентировано как на учащихся, так и на административных и педагогических работников, их социально-педагогическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья. .
Основные направления работы
- Консультирование и просвещение педагогов
- Консультирование и просвещение родителей
- Консультирование и просвещение школьников
Кому оказывается психологическая помощь?
- Обучающимся
- Родителям
- Педагогам
Важным направлением деятельности школьного психолога является его консультативно-просветительская работа. Психолог видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и анализируя ситуацию в целом. Консультации должны проводиться для воспитателей, учителей, администрации, учащихся, родителей. Они могут быть индивидуальными или групповыми. И.В. Дубровина выделяет проблемы, с которыми обращаются к психологу взрослые. Так, учителей чаще всего беспокоят трудности в усвоении детьми программы обучения, нежелание и неумение учиться, эмоциональные и личностные нарушения и др. Родителей - как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, рассеянность, агрессивность и др. Школьников беспокоят вопросы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитание, профессиональное и личностное самоопределение и др.
Профилактика ПАВ
Нормативные акты о правах ребёнка
- 1 Декларация прав ребенка (просмотр);
- 2 Конвенция о правах ребенка (просмотр);
- 3 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273 ФЗ ред. от 25.12.2018 (просмотр);
- 4 Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124 ФЗ ред. от 27.12.2018 (просмотр);
- 5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223 ФЗ (просмотр).
Родителям о социально-психологическом тестировании
Уважаемые родители!
Безусловно, Вы - самые близкие и значимые люди для своих детей, Вы беспокоитесь за их настоящее и будущее, - это здоровые эмоции, они заставляют действовать.
Современный мир - это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно.
С 2013 года во всех образовательных организациях Российской Федерации на основании Федерального закона №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется процедура, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:
1. Социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее СПТ);
2. Профилактические медицинские осмотры обучающихся (далее ПМО).
С какой целью проводится СПТ обучающихся?
СПТ позволяет оценить процесс становления личности обучающегося. Нормальное взросление и развитие – это достижение поставленных целей, получение образования и выход в самостоятельную жизнь. Однако этот процесс может нарушаться. СПТ позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии и предложить своевременную помощь обучающемуся и его семье.
СПТ носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать подростков и молодежь от проб и потребления ПАВ.
СПТ является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения наркомании в подростковой и молодежной среде.
С какого возраста проводится СПТ?
В СПТ принимают участие лица, достигшие возраста 13 лет (с 7 класса) исключительно при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей (законного представителя). Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.
Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно.
Если ребенок обучается в 7 классе, но не достиг возраста 13 лет, он также может стать участником СПТ при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей.
Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам?
В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была введена Единая методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.
Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?
В соответствии с законодательством СПТ является строго конфиденциальным.
Родителям и подросткам дается гарантия, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ.
Личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивается образовательной организацией.
Можно ли передать результаты СПТ третьим лицам?
Да, но только в том случае, если один из родителей или сам обучающийся, достигший возраста 15 лет, дал на то особое разрешение.
По индивидуальным запросам родители и сами обучающиеся по достижении 15 лет имеют право быть ознакомленными с результатами тестирования у школьного психолога.
Для чего это нужно и что дают результаты теста?
Чтобы понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!
СПТ помогает выявить детей, употребляющих наркотические и/или психоактивные вещества?
СПТ не выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку!
СПТ - это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.